Инновационная деятельность и духовность в кризисных условиях

Статьи

Малюта А.Н., Рыбак М.Б.

Рассматривается анализ, существующей в нашей стране, социально-экономической ситуации. Выделяется доминирующая в ней кризисная составляющая. Исследуется инновационный процесс в целом и оптимальные формы его реализации. Определяется эффективность существующего стандарта мышления в инновационной деятельности. Предлагается новый подход к инновационному развитию, базирующийся на фундаментальных достижениях современной науки и дается вариант его практической реализации.

В силу краткости изложения, данные материалы представляются аспектуально, с ориентацией на базовые ключевые понятия, связанные с данной темой: ситуационный анализ, фазы развития, кризис, стандарт мышления, инновация, духовность, результативность деятельности.
Краткая характеристика современного кризиса. Речь идет о всеобъемлющем кризисе, пронизывающем абсолютно все сферы человеческой деятельности. Это, так называемый, глобальный уровень, охватывающий всю Землю и человечество в целом и происходящий примерно один раз в десять тысяч лет в ходе естественного развития человечества [1]. В глобальном кризисе происходят кардинальные изменения по всем направлениям развития человечества. В нашем аспекте интерес представляет изменения, связанные с мыслительной деятельностью человека и соответствующий конкретной эпохе стандарт мышления, так как именно эти характеристики влияют определяющим образом на все процессы, связанные с инновационной деятельностью и, в значительной мере, предопределяют ее эффективность. Основные особенности кризиса и поведение человека в нем, отображены в работах 1,2. Здесь же отметим только одну особенность, которая понадобится нам в дальнейшем при кратком символическом отображении кризисных явлений, о которых здесь идет речь. А именно: при описании основных фаз развития произвольных систем, кризисная фаза является шестым этапом в процессах развития при системном описании полного цикла жизнедеятельности произвольных объектов и процессов, рассматриваемых как система.

На естественный глобальный кризис накладывается искусственный кризис, вызванный деструктивной общечеловеческой деятельностью в борьбе за очередной передел мира. Основной особенностью этого кризиса является: наличие искусственно спровоцированных локальных конфликтов, цивилизационные противостояния, информационные войны, разжигание и управление этническими и религиозными конфликтами и т.д. Этот, второй, кризис накладывается на первый, что символически можно представить в виде двух последовательно записанных шестерок. Основные характеристики второго кризиса представлены в работе (3).

Третьим кризисом, отображаемым третьей «шестеркой», является ситуация у нас в стране и на всем постсоветском пространстве в целом. Здесь также всеохватывающий и пронизывающий абсолютно все, кризис. Особенностью этого кризиса является его абсолютно обвальный характер, полная дезориентация и потеря управления на всех уровнях полуразрушенной государственной системы во всех сферах ее функционирования. Этот деструктивизм и хаотизация вызваны, с одной стороны, неадекватностью кадрового потенциала страны уровню сложности стоящих перед ним задач, с другой стороны, все это обусловлено умелыми, системно продуманными действиями внешних сил, что можно рассматривать как хорошо организованный искусственный хаос.

В целом, существующее состояние кризиса можно отобразить символически в виде числа «666», получившего в оккультно-религиозной литературе название – «число зверя». Здесь же можно отметить, что состояние социума и процессов, происходящих в нем сейчас, в состоянии указанного выше, кризиса, хорошо коррелируют с описанием апокалипсиса, связанного с «числом зверя» (4).

Инновация и организация мышления. Первым шагом в инновационной деятельности является зарождение идеи, которая станет квинтэссенцией, первоисточником и основой будущего инновационного проекта. Если речь идет о становлении и развитии длительной инновационной деятельности, на которой будет базироваться либо вся экономика, либо ее значительная часть, то такое положение дел требует, в качестве необходимого, ответа на два базовых вопроса. Первый: кто способен генерировать новаторские идеи и разрабатывать инновационные проекты? Второй вопрос: какая среда способна воспринимать и реализовывать инновации наилучшим образом?
Поиск ответов на эти вопросы привел нас к следующим выводам.

Ситуация с мыслительной деятельностью, рассматриваемая в целом, оставляет желать лучшего, что хорошо описано в книге с соответствующим этой ситуации, названием – «Почему мы такие тупые?» (5). Таково положение в мире в целом (прежде всего в белой расе). Еще более катастрофическое оно у нас в стране. Это обусловлено совокупностью как хаотических, так и специально организованных действий по оболваниванию населения, являющихся частью большого проекта, который здесь обобщенно мы назовем – «Проект Украина».
Тройной кризис и соответствующий ему тройной переход сквозь кризисное состояние, закономерно сопровождается соответствующими изменениями как в осмыслении происходящего, так и в мыслительной деятельности в целом. Процесс перехода опасен тем, что на определенном отрезке времени одной формы мышления (мышления уходящей эпохи) уже нет или ее недостаточно, а другой – еще нет. Такое состояние социальной «безмозглости» компенсируется акцентуацией на других мировоззренческих и деятельностных эквивалентах. Чаще всего – на мистической компоненте и, связанной с ней, архетипической резонансной реакцией на конкретную ситуацию и процедуру принятия решения в этой ситуации. Именно этим обусловлен резкий всплеск интереса к мистике, оккультизму и духовным явлениям в конце различных эпох, что и происходит сейчас как у нас в стране, так и во всем мире.
В реальной практике, в том числе и, в первую очередь, в инновационной деятельности, эффективность принятия решений и качество их реализации зависят от того, что в мыслительной деятельности называется – стандарт мышления. Именно ним предопределяется сам факт возникновения инновационных идей и способности их восприятия. Отметим, что существующий массовый стандарт мышления явно не достаточен как для рождения новых идей, так и для их восприятия. Именно эта особенность является основным препятствием ко всему, что связано с инновационными процессами. И это же препятствие формулирует первоочередную задачу, которую необходимо решить с высокой эффективностью – разработать новый стандарт мышления и создать условия для его внедрения в массовое сознание. А в первую очередь тем, от кого зависит все, что связано с инновационной деятельностью и, прежде всего, в системе государственного функционирования.
Опыт успешного решения такой задачи у нас есть. Это Школа интеллектуальной подготовки корпоративных руководителей. Данная Школа базируется на современных фундаментальных научных достижениях (философия «Новый Универсум», системные методы третьего поколения – теория ГДС и реальный опыт отечественного строительства Гражданского Общества). Опережающее развитие и духовность. Различные фазы общественного развития по-разному сочетаются с инновационной деятельностью. В устойчивой фазе общественного развития инновационная деятельность возможна только тогда, когда в этой фазе существует совмещенная со стационарностью инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Однако, именно в силу нестандартности инноваций как таковых, предусмотреть адекватную им инфраструктуру поддержки заранее практически не возможно. В этом смысле, стационарность входит в противоречие с инновациями. Но именно стационарность есть заветная мечта стабильного бизнеса, высших государственных руководителей и подавляющей части общества. Чем серьезнее инновация, тем сокрушительнее те удары, которые она может нанести по любой стационарности. В указанном, смысле радикальные инновации наиболее совместимы с максимально гибкой, способной к быстрому изменению, фазой общественного развития. А таковой фазой является зона кризисного развития. Но именно она, в своем ярком проявлении, доминирует сейчас в нашем обществе. Именно в этой фазе единственной формой существования и оптимальным способом поведения является инновационное мышление, позволяющее принимать решения в условиях кризиса. Инновационное мышление не способно функционировать, не может быть построено на существующем сейчас, и доминирующем в основной массе общества, аналитическом стандарте мышления. Требуется новый стандарт, в рамках которого будет доминировать не анализ, а синтез, как основа всего, что связано с инновацией во всех ее проявлениях.

Отметим, что инновационное мышление и его требуемый новый стандарт являются формой мыследеятельности, психофизиологически совместимой с ментальностью коренного населения, проживающего в нашей стране.

Поэтому, переход на новый стандарт и инновациизация различных сфер деятельности будут не только способствовать ускоренному развитию общества, но и будут благоприятно влиять на его здоровье. Действительно, как известно из психологии, креативность и продолжительность жизни устойчиво коррелируют.

Важнейшим и необходимым фактором, задающим границы допустимого в ходе инновационной деятельности и других креативных процессах, является система ценностей, предопределяющая эффективность и результативность любых инноваций. Анализ влияния системы ценностей на результативность проводимой деятельности впервые приведены в работе (1).

Основополагающей компонентой в любой системе ценностей является духовная составляющая. Именно она определяет верхнюю планку возможностей не только в любом виде конкретной человеческой деятельности, но даже в мыслях и намерениях каждого человека и общества в целом. В этом смысле справедливым является утверждение – выбирая Богов, мы выбираем судьбу. Такой выбор обязателен при прохождении фазы кризисного развития и переходе на новую ступень развития. Именно выбранная духовность задает размер ступени и ее направленность – вверх или вниз по иерархической лестнице.

Как подтвердил наш анализ, при смене эпох действует правило: новой эпохе – новые Боги.

Предлагаемый нами перспективный вариант выбора требуемой духовности, совместимый с инновационной деятельностью и покровительствующий ей, это – Мудрославие (6,7).

Мудрославие представляет собой современный вариант духовности, базирующийся на духовном наследии народа Русов, являющегося становым хребтом нашего общества и отечественной государственности.

Эта форма духовности может быть положена в основу перспективного современного цивилизационного проекта, охватывающего все человечество и Землю в целом. В эпоху глобального кризиса наличие таких проектов является обязательным условием выживания человечества.

Общие выводы.
Инновационная деятельность является одним из наиболее эффективных средств социально-экономического развития и может рассматриваться как вариант выхода из существующего в нашей стране затяжного кризиса.
Эффективная экономика, в качестве обязательного условия своего существования, требует наличия и доминирования в ней инновационной составляющей, что особенно важно в условиях ограниченных ресурсов и ограниченных временных интервалах, приемлемых, на сегодняшний день, для реализации любых рассматриваемых проектов.
Обязательным условием успеха в любых инновациях являются современные «кадры, которые решают все». А таковыми могут быть только те, чье миропонимание и мыследеятельность базируются на новом стандарте мышления. Основой такого нового стандарта может быть только междисциплинарная методология.
В кризисных зонах логический фактор и его влияние исчезающее малы. Здесь доминируют интуитивное восприятие, опережающее предвидение, инсайты и способность на поступок в условиях информационной неопределенности. Традиционно, такие способности и алгоритмы их применения соотносятся с оккультной деятельностью и тайнознанием. Именно эта сфера миропонимания и человеческого функционирования, практически неизвестна отечественным специалистам и требует к себе повышенного внимания.
В качестве ключевых составляющих, на которых сегодня может базироваться как современная инновационная деятельность, так и новая концепция общественного развития, нами предлагается:
в духовной сфере – Мудрославие;
в мировоззренческом плане – Новый Универсум;
в общественном развитии – идеология Гражданского общества.

Литература
Малюта А.Н. Инвариантное моделирование. Курс лекций. – Чернигов: ЦГИ «Северная звезда», 1999 г.
Малюта А.Н. Закономерности системного развития. – Киев: Наукова думка, 1990 г. – 130 с
Боголюбов А.Н. Тайные общества XXI века. – СПб.:Изд.Вера, 2003 г. -316 с
Откровения Иоанна Богослова.
Де Боно Эдвард. Почему мы такие тупые? – СПб.: Питер, 2008 г. – 128 с
Малюта А.Н. Мудрославие. – Севастополь: Изд.ЭКОСИ-Гидрофизика, 2002 г. – 165 с.
Малюта А.Н. Книга Судеб. – Белая Церковь: Изд. «Пять хлебов», 2008 г.