Герб

ГЕРБ м. род щита, с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр. Гербовый, относящийся к гербу; носящий на себе герб, в клейме, печати. Гербовая бумага, актовая, с государственным гербом, служащая как бы роспиской в уплате казне по делам пошлин. За неимением гербовой, пишут и на простой, приказная. Гербовный, относящ. к гербу, в состав его входящий. Гербовник м. книга, содержащая изображение и описание дворянских гербов. Гербоведение ср. гербовщина ж. геральдика, наука о дворянских родах и гербах. Гербовать, стар. прилагать к чему герб, клеймить или печатать гербом. Гербовщик, гербописец, рисовальщик гербов.

Словарь Даля

Герб символически выражает меру самостоятельности, принадлежащей человеку (организации, государству), и знаменует его собственное место в обществе (сфере деятельности, мире).

По правилам геральдики, при построении герба, в нем должны существовать обязательные элементы. В разное время эти элементы имели разную значимость, некоторые учитывались, а некоторые — нет. Но все же один элемент, не терял свою значимость ни тогда, ни сейчас.
Этим элементом является щит, это основа любого герба. Именно на его поверхности помещаются главные гербовые изображения, поля и фигуры.

Основополагающим принципом образования структуры герба как геральдического отражения индивидуальности гербовладельца является минимальность привлекаемых для этого средств.

Структурно герб может состоять из одного геральдического щита с индивидуальной символикой гербовладельца и называться малым. Подобный герб с увенчанием, а также скрещенными за щитом атрибутами, зовется средним. Все, что составляет средний герб, дополненное щитоносцем или щитодержателями на подножии, либо девизом, либо совместно тем и другим, зовется гербом полным.

К стати говоря, в Украине утвержден только малый герб — это тризуб (постановление «О Государственном гербе Украины» от 19.02.1992). Большой государственный герб Украины, согласно статье 20, утверждается с использованием малого государственного герба как главного элемента, а также с использованием герба Войска Запорожского. Для утверждения Большого государственного герба Украины необходима поддержка не менее двух третей состава Верховной Рады Украины. По состоянию на 2012 год большой герб не утверждён, несмотря на наличие конкретных проектов.

Разобравшись с понятием слова Герб и его предназначением, разберем теперь более подробней элементы герба нашего центра гражданских инициатив.

1. Символ «А»

  • А – первая буква в большинстве алфавитов. Числовое значение ее — 1.
  • Буква А обозначает звук большой мистической силы и магического действия.
  • В христианской теологии соотносится с пятью ранами Христа.
  • В египетской иероглифике Орел означал начало, солнечное тепло дня, букву А.
  • Греческая Альфа также обозначает начало всех вещей.
  • Аз – первая буква славян означает местоимение «я» (соотносясь с «Я есмь, кто я есмь»).
  • Согласно индуистской традиции, звук Ом (произносится как а-оо-mm) привел Вселенную к бытию. А – означает нисхождение чистого Духа в материю. Это – символ Эго, или высшего Манаса.
  • Еврейское Алеф обозначает волю как власть, а также человека, мага.
  • В алхимии А – начало всех вещей. Соответствует природному первоначалу, дающему начало временным формам существования.

2. Яйцо
яйцо
С самых древних времен человек рассматривал яйцо как символ первоосновы, начала начал, происхождения бытия. Это подтверждает и крылатое римское изречение — «Ab ovo» («от яйца»), т.е. с самого начала.
В мифологии многих древних народов, от Египта до Океании, яйцо символизирует тайну сотворения мира из первозданного хаоса и совершенный микрокосм. Именно яйцо, возникшее либо само по себе, либо отложенное в океан огромной фантастической птицей или змеей, разделившись, становится источником жизни на Земле.
В христианской религии та же символика возрождения и бессмертия сопутствует пасхальному яйцу. Религиозная традиция красить яйца на Пасху имеет немало различных толкований, основанных на старинных христианских легендах.
В фольклоре народов всего мира яйцо воспринимается исключительно как добрый знак и символ здоровья, богатства и удачи.

3. Восьмиконечная звезда

Единственная звезда, допущенная в православную символику, — восьмиконечная.
Изображение восьмиконечной звезды используется в иконах Божией Матери «Неопалимая Купина» и запрестольных иконах, символизируя ту звезду, которая вела волхвов на поклонение Христу Младенцу.

Именно с образом иконы «Неопалимой Купины» мы ассоциируем символ восьмиконечной звезды на нашем гербе.

Рассмотрение этой иконы может выйти за уровень чисто христианского богословия и христианской космологии в сферу универсальной сакральной реальности, которая, естественно, ни в чем не противоречит христианской перспективе, но выходит далеко за ее временные, исторические и культурные рамки.

Следует обратить внимание на следующее соответствие: почему “неопалимая купина” изображена именно в виде восьмиконечной звезды, а не как-то иначе?

С чисто графической точки зрения символ восьмиконечной звезды может быть изображен как в виде двух ромбов, так и в форме наложения двух крестов — вертикального и “мальтийского”. Таким образом, мы получаем фигуру.

Очень важно заметить, что именно таким знаком в шумерском языке обозначалось слово an, т.е. “Бог”. Позже у семитов-аккадцев тот же изначально шумерский знак получил огласовку “ilu”, сохранив прежнее смысловое значение, “Бог”. Заметим, что от этого древне-семитского “ilu” произошли и еврейские слова “el”, “elohim” и т.д., также обозначающие “Бога”.

Восьмиконечная звезда является древнейшим и преимущественным символом Божества. Но какое отношение она имеет к тому горящему кусту, из которого Бог говорил с Моисеем? Или поставим вопрос иначе, если теперь очевидна связь звезды с Богом (говорящим из “неопалимой купины”), то как она соотносится с самой “купиной”?

Здесь важно обратить на зрительное сходство восьмиконечной звезды с деревом или кустом. Три ветви растут вверх, горизонтальная черта отмечает поверхность земли, а три нижние черты символизируют корни. Иными словами, древнейший иероглиф, обозначающий “Бога” и зрительное изображение куста строго совпали!

Следовательно, и сам ветхозаветный сюжет с Моисеем может быть рассмотрен не как уникальный и необъяснимый факт конкретной истории конкретного народа в его специфических отношениях с Творцом, но, шире, как одно из праоброзавательных проявлений универсального символизма, где изначальное понятие о божестве и образ купины (куста, дерева) являются взаимосвязанными и почти тождественными. Речь идет не о “обожествлении” куста, но о вскрытии глубинного родства определенных символических реальностей, сквозь которые Дух повествует человечеству и миру о высшей Истине.

Почему именно “неопалимая” купина?

Существует народная загадка, “что горит, но не сгорает”? Ответ такой — год. Действительно, сезоны года постоянно меняются, но сам он остается всегда тем же самым. Наиболее древним символом года, была именно восьмиконечная звезда, вписанная в круг. Периферия, сам круг — сезоны, то, что “горит”. Центр же звезды, из которого исходят лучи, вечен и неизменен, он “не сгорает”.
Именно в образе года, изначальная традиция видела проявление Высшего Божества в мире. Год символизирует собой природу Божественного. Поэтому календарь и в древности и в христианской традиции является одной из самых сакральных вещей, где сходятся воедино метафизические, богословские, символические, литургические, исторические, домостроительные и даже бытовые области человеческой и природной реальности.


Восьмиконечная звезда в круге — древнейший календарь. В своей редуцированной форме (без круга) она становится знаком куста, дерева, но не как чисто природного предмета, но Древа Жизни, Мирового Древа, соединяющего нижние и верхние регионы космоса, передающие благодать Верха (крона) темным регионам Низа (корни).

Мировое Древо, Древо Жизни, лестница Иакова, ветхозаветная Неопалимая Купина Синая и христианская Богородица суть одна и та же — сакральная реальность, связанная с опосредующей инстанцией между дольним и горним мирами.

Икона “Неопалимая Купина” таит в себе множество тайн и изобилие смыслов. Она — святая печать, открывающая “бодрствующему уму” двери в небесные миры. А глядя на мир “небесными очами”, истина и присутствие Божие открываются не только в Церкви и строгих рамках спасительного догмата, но и во всем мире — в преданиях и символах других традиций, в древних иероглифах забытых языков, в обычной речи различных народов, в классических сюжетах искусства, в природе, в пейзаже, в мерцании звезды, кристаллах снежинок и контурах одинокого дерева на фоне идеально синего неба.

Во всем этом мы выделяем общие ключевые слова: начало, жизнь, божество и формируем наш лозунг — «ОРА слово — Начало Начал».